Творческая область, район Энтузиастов, город Идея, улица Открытие, дом 1
Ждем ваших работ без перерыва и выходных

 

 

 

Дорогие ребята, на нашем сайте Вы найдете презентации к урокам, интересные материалы для сообщений, докладов, рефератов и проектов, получите различные рекомендации для всестороннего развития.

 

 

Новости
31.03.2017
5 класс
31.03.2017

На пробном экзамене получил "3" или "4", потому что безграмотен?

Хочу получить на экзамене "4" и "5"

Задание 1

Смысловой анализ текста.

Прочитайте теоретический материал и выполните задание.

Текст – это группа последовательно расположенных предложений, связанных общей темой, основной мыслью и характеризующихся смысловой завершённостью. Показателем завершённости текста является возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему или основную мысль.

Основные признаки текста:

  1. Целостность (цельность). Текст – это единое смысловое целое. Целостность текста проявляется в том, что его свойства нельзя свести к сумме свойств единиц, составляющих текст, например, абзацев. Читатель воспринимает текст как завершённое целостное произведение, выражающее единый смысл.
  2. Связность – это один из важнейших признаков текста, определяющих его целостность.

Выделяются два вида связности:

  • локальная, т.е. связность последовательно идущих элементов текста (например, высказываний), которая обеспечивается синтаксическими элементами (например, союзами, местоимёнными словами, вводными словами и др.);
  • глобальная – смысловая связность текста, которая обеспечивается единством темы, основной идеи, ключевыми словами и последовательным развитием основной мысли, т.е. тем, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность.
  1. Членимость – способность текста члениться на более мелкие единицы (предложения, абзацы, фрагменты и т.п.).
  2. Диалогичность – это свойство текста заключается в том, что у каждого речевого произведения есть автор и читатель, между ними происходит скрытый диалог: автор передает смыслы, а читатель, интерпретируя текст, соглашается или не соглашается с автором. Таких интерпретаций множество, так как у каждого читателя свой опыт. Диалогичность проявляется в том, что каждый текст является составной частью большого непрекращающегося диалога, осуществляемого между разными авторами, диалога между текстами. По сути, текст – это ответ автора на вызов другого автора, читателя, самой жизни.
  3. Текстовая модальность – это отношения отражаемых в тексте ситуации и ее элементов к действительности: то, что описывается, может интерпретироваться читателем как реальное, нереальное, субъективно оцененное автором.
  4. Информативность текста: главное свойство и назначение текста – передача информации. С точки зрения автора, текстовая информация, главная или передающая детали, всегда существенна, и автор рассчитывает на определенный эффект и её воздействие на адресата: читатель или слушатель, по мнению автора, хочет что-то узнать и, узнав это, испытывает какие-то чувства и стремления совершить действие.

Текст всегда рассчитан на понимание, а значит, на извлечение информации, содержащейся в нем. Виды информации в тексте:

1) фактуальная информация - это констатация фактов, не окрашенная личными оценками и эмоциями автора; это бесстрастное изложение фактов (так пишут хроникальные заметки, тексты объявлений, протоколы и т.д.);

2) концептуальная информация - это информация, связанная с авторским пониманием происходящего, описываемого в тексте, с его оценками; такая информация как будто пропущена через мировоззрение, жизненный опыт и систему ценностей автора (вспомним аналитические статьи, художественную прозу, стихотворения, ораторскую речь и т.д.); концептуальная информация часто является основной, но скрытой;

3) подтекстная информация, т.е. та, которая не передается открыто, а вычитывается "между строк", а при устном общении проявляется через интонации, мимику, жесты (яркий пример – бсни; вспомним басню «Ворона и Лисица» И.А. Крылова: говорится о животных, а подразумеваются люди).

Анализ текста – разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и т.п., постижения авторского замысла.

Тема текста – это то, о ком (или о чем) в нем говорится (круг событий, явлений, проблем понятий и т.п.), что описывается, о чем развёртывается рассуждение; это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-соообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и др.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Идея – это то, к чему призывает текст, чему он учит. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».

Проблема текста - это сложный вопрос, который требует разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чем смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается); демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребенка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

Ключевые слова текста - наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чём текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в данном тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединить его основное содержание.

Алгоритм выполнения задания "В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос?".

1) Внимательно прочитайте текст не менее 2 раз.

2) Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ.

3) Определите,

  • какой из предлагаемых ответов есть в тексте (читать текст необходимо 4 раза)

ИЛИ

  • какой из ответов не похож на три других, объединенных чем-то общим.

 

Информационные источники:

  1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственный экзамен 2015. Русский язык. Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. - МОсква: Интеллект-Центр, 2015.
  2. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9-й кл. / Е.С. Симакова. - Москва: АСТ: Астрель, 2016.

 

Задание

Составьте сложный план прочитанного текста.

 

Как составить план текста?

План - наиболее простой, но при работе с текстом наиболее важный вид сокращения текста, преобразования его информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.

Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Озаглавить - это значит увидеть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове.

 

Алгоритм составления плана

  1. Внимательно перечитайте теоретический текст, вдумайтесь в его содержание.
  2. Определите его тему, озаглавьте текст в виде вопроса, содержащего тему текста.
  3. Выделите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части.
  4. Разделите текст на основные смысловые части и озаглавьте пункты плана, используя назывные или вопросительные предложения.
  5. Перечитайте основные смысловые части и озаглавьте подпункты (если их можно выделить), используя назывные или вопросительные предложения.
  6. Проверьте, не совмещены ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание текста.
  7. Отредактируйте план.

Образец сложного плана

Тема?

I. Название пункта.

II. Название пункта.

1)      Название подпункта.

a)      A

b)      B

c)      C

2)      Название подпункта.

a)      A

b)      B

c)      C

III. Название пункта.